Проповедь на праздник Входа Господня в Иерусалим

С праздником, дорогие братья и сестры!

Когда мы читаем Евангелие, когда мы соприкасаемся с Господом, мы видим насколько Он близок каждому человеку: ведь когда Господь был на земле, Он все время был окружен народом, Он сам ходил в дома, и к знатным, и к самым бедным, и к грешным – Господь близок каждому. Мы видим эту близость, и насколько каждый по-разному мог ее воспринимать.

Сегодняшний праздник – это не просто воспоминание о том, что было две тысячи лет назад, как Господь Иисус Христос поехал в Иерусалим, как люди Его встречали. Нет, мы понимаем: Бог — вечен. А праздник – это участие, мы действительно участники встречи с Господом.

Поэтому это не только воспоминание чего-то бывшего.

И мы видим, Христа и то, как видел Его народ, кричащий Ему. Для фарисеев Кто это? Тот, кто рушит всю картину мира, которого надо «убрать», потому что я не хочу менять свою жизнь.
И мы видим, что сегодняшний праздник особенный: все встречающие Христа, все окружающие они имеют веру в Его силу. Ведь если бы они были неверующими, то они бы Его не встречали. Так же и сейчас: храм полон как никогда, есть несколько дней в году, когда столько людей приходит в храм. И понятно, что каждый пришедший какую-то веру имеет, он понимает, что Господь имеет силу.

Может быть среди нас есть люди, которые как фарисеи: они понимают, что если Его принять, если с Ним согласиться, то мне надо всю жизнь поменять будет. Тогда это становится угрозой моего спокойствия, поэтому Его надо из жизни убрать, Его надо убить. И такой человек уходит от Бога, ему проще найти недостатки в Церкви, в ее служителях, которые на самом деле грешные люди, но мы видим апостолов вокруг Христа, и те были грешные. И такой человек говорит, что ему это не надо.

Мы видим самих апостолов, но и там, к сожалению, трагедия. Господь им прямо говорит, зачем Он входит в Иерусалим, и два Его ближайших ученика – Иоанн Богослов и брат его Иаков – пытаются воспользоваться моментом, чтобы получить самое близкое к Богу место в Царствии Небесном. Подходят и говорят: «Господи, мы хотим Тебя попросить, чтоб нам быть по правую и по левую руку от Тебя.» То есть, когда Ты станешь царем, чтоб нам быть самыми-самыми близкими. И, наверное, среди нас бывает такое отношение к Господу как к подателю, и мы Его не слышим, Он для нас нечто или некто, кто может нам дать то, что мы просим. И это — ужас!

Мы видим там детей, которые окружают Спасителя, Он ко всем также близок. И эти дети просто радуются, для них Господь – это источник радости, веселья, и они, на самом деле, тоже не понимают, что происходит.

А есть среди учеников и один предатель, который смотрит на Христа, как на способ прибыли: я могу предать и на этом заработать денег. И может быть, кто-то относится ко Христу, как к источнику выгоды для себя.

И, наверное, во всей этой истории, во всем этом празднике только один человек, который действительно все рассудил. И это очень страшно. Когда представляешь входящего Христа и встречающую Его толпу, то понимаешь, что народ в Нем не видит Бога, не видит своего Господина, он видит триумфатора, который даже мертвого через Небо воскресил, и поэтому они Его встречают. Они видят того, кто исполнит их чаяния, ведь Он может все, поэтому Он может исполнить их волю. И нередко мы именно за этим ходим в храм: «Господи, исполни то, что я хочу, ведь Ты Сам сказал, что просящему дано будет».

И вот единственный человек, который Христа услышал, — Мария. Она была грешницей, но она сделала, получается, абсурд какой-то: самое драгоценное миро, которое было очень дорогим, поэтому она, наверное, долго копила, долго собирала его, а тут берет и все выливает Христу на ноги, мажет Его этим миром. Что это значит? Зачем? Ведь по-человечески это что-то странное, ей и Иуда говорит, возмущаясь, что продала бы и деньги нищим раздала. Она же другое слышит, она не знает, как иначе выразить свою любовь к Богу. Вот ее отношение – она не просит у Бога ничего, она не просит сесть по правую или левую руку, не просит исполнения ее желаний, а она видит, прозревает, на самом деле, не умом, а сердцем прозревает, на что идет Господь. Поэтому Господь и говорит, что она к погребению Его готовит. То есть чем? Любовью своей. Она в нем видит любимого. И она единственный человек, который во всем празднике во Христе видит любимого и готова Его слушать, а не требовать, чтобы Он услышал нас.

И этот праздник – нам напоминание: ведь кто-то из нас приходит в храм раз в год, кто-то чаще, но самый главный вопрос – зачем я прихожу? Кто для меня Бог? Судья, которого я боюсь? Податель благ, к которому я обращаюсь, когда мне что-то надо? Или Отец мой? И тогда мы понимаем, какое горе для папы, когда дети приходят к нему только тогда, когда у них деньги кончаются, чтобы попросить еще, а потом снова уходят. Знакомо? Страшно, больно.

И мы видим, что Иисус входит в Иерусалим, а никто Его не слышит, никто не обращает внимание на то, что Он говорит. Именно поэтому эта толпа, кричащая и ликующая, через пять дней будет кричать: распни Его! А что выяснилось? Что Он не соответствует нашим представлениям: мы думали, Он даст нам то, что мы хотим, а Он говорит о Царствии Небесном, о какой-то Вечности, нам это все не надо.

И чтобы с нами этого не было, в эти страшные дни нам следует задать себе этот важный вопрос: Кто для меня Христос? Если Он для меня мой Любимый, просто Тот, Кого я люблю, Кого я готов слушать, то вот это и есть спасение. Если Он для меня источник благ, то тогда надо признать: Господи, я корыстный, я на самом деле работник, который хочет что-то получить, может быть Ты для меня совсем не важен, для меня главное – формальность соблюсти.

Поэтому дай нам Бог, чтобы наши отношения с Господом были в любви, чтобы мы услышали Его голос в этом празднике. И это радость – услышать саму сердцевину того, что Господь пытается нам донести. Он пришел в мир для того, чтобы мы могли с Ним соединиться. Другого смысла нет. Если ты этого не сделаешь, если ты с Богом не соединишься, то вся твоя жизнь напрасна, потому что все остальное пусто, все остальное не стоит ничего. Поэтому нам следует стараться идти за Господом, быть участником Его встречи и исполнять Его заповеди. Аминь.