Проповедь на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

С праздником, дорогие братья и сестры!

В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с болью, с горем, с несчастьем. Мы видим, что мир страждет и стенает, и порой в нас ищет помощи, может быть и не ищет, но мы сами порой хотим помочь, видя страждущих людей, видя эту боль, и не можем, ничего у нас не получается. Ведь вроде бы хочешь помочь и не можешь. Мы видим, что и семьи разрушаются, и болезни, и просто скорби, и неудачи.

И как же это напоминает то, что мы сегодня слышали в Евангелии! Приходит человек с горем, страшным горем: его единственный сын болен, сейчас бы мы назвали это эпилепсией, может это было беснование, и мы знаем, что он неоднократно бросался в огонь, воду. И он-то приходит к кому? К нам приходит. Сказано: к ученикам Христовым, чтобы они помогли. Но они ему помочь не могут, не получается. Тогда он обращается ко Христу, и для нас очень важно услышать, что Христос отвечает, а Он говорит: «Приведите его ко Мне». Вот это первый момент, почему мы терпим неудачи в нашей помощи, в нашем, как нам кажется, доброделании. Ведь, на самом деле, наша задача привести человека ко Христу, а мы часто полагаемся на свои силы, думаем, что сейчас сможем помочь, вмешаться в эту ситуацию и все сделать как надо. И ничего не получается, все как бы рушится. Вообще задача каждого ученика Христова не к себе привести, не просто помочь, а ко Христу привести, открыть Христа. И Сам Господь говорит: «Приведите этого несчастного ко Мне.» Если бы мы помнили эти слова всегда, помнили, что, взирая на каждого человека, нужно стараться привести его ко Христу.

Приведи его ко Христу. И во Христе он найдет ответ на все свои вопросы, во Христе он найдет утешение на все свои скорби и исцеление от всех своих недугов. Приведи его ко Христу.
Но есть и второй момент, мы знаем, потом Господь изгоняет беса. Юноша получает исцеление, а ученики Его потом спрашивали: «А почему мы не смогли?» Почему мы не можем привести других ко Христу, не можем дать ответ на те самые главные, самые страшные вопросы, которые ставит жизнь перед нами. И Господь отвечает: «По неверию вашему.» То есть из-за маловерия. Но вера здесь опять-таки не в то, что я могу, а вера в Бога, доверие Богу, предание Ему до конца. И порой иногда кажется, что я-то верующий, я верю, что Бог может все сделать. Но тогда возникает вопрос: а на что ты готов пойти? Ведь когда жизнь по вере встает в противоречие с твоими интересами, твоим благополучием и комфортом, вот тогда ты готов действительно пойти по вере до конца? А мы порой разворачиваемся и говорим: «Нет, я, конечно, верю, что Бог может, но вдруг Он не станет мне помогать, поэтому я лучше сделаю запасной план, как говорится, соломку подстелю, а потом я уже доверю Богу.»

И опять говорит Господь, что из-за маловерия ничего не получится. Поэтому веру надо укреплять. В Евангельском отрывке звучат слова Господа, что род сей изгоняется только молитвой и постом. Поэтому если ты действительно хочешь помочь миру, помочь человеку, то нет другого пути, как только путь молитвы и поста.

Молитва – это предстояние перед Богом. Это не вычитывание каких-то слов волшебных, а это именно то, когда ты всю свою жизнь разворачиваешь, отворачиваешься от себя и смотришь на Бога. А пост – это тоже не то, что ты чего-то не покушал, и после этого из тебя благодать полилась. Пост – это освобождение себя от всего, что тобой обладает, чтобы сердце твое стало свободным, чтобы ты мог его направить к Богу. И тогда происходит это Чудо. Тогда ты сможешь открыть другому Христа, и Христос принесет ему исцеление.
Но надо очень серьезно отнестись к этой молитве, к этому посту. Помнить, что молитва – это главное дело твоей жизни. Она важнее всего, и нет ничего более важного в жизни, чем молитва. Но и нет ничего более пренебрежительного нами, чем молитва. Ведь мы находим себе десятки оправданий: огород, работа, домашние дела. Нет времени молиться. Но Господь говорит, что без молитвы и поста невозможно стяжать этот опыт.

Мы видим максимальное отражение всего этого в том, что мы сегодня празднуем. Вообще Успение – это день смерти, день смерти Божией Матери, матери всех нас. У кого-то из нас родители живы, у кого-то они отошли в мир иной. Мы все дорожим нашими мамами: мама – это святое. А тут Божия Матерь. Какой же это праздник, что Она умерла? Нет, праздник. И чувствуется что-то пасхальное, такая Богородичная Пасха. Поэтому мы понимаем, что Она-то не умерла, Она, наоборот, в мир вечный отошла, и Она еще ближе к нам стала. А в Ее жизни как раз и был полный разворот от Себя, направленность к Богу: непрестанная молитва, освобождение от всего, что нами обладает, пребывание в постоянном посте. Мы видим плод этого бытия. Этот плод – радость, настоящая, глубокая, пасхальная радость.

Вот это тот самый ответ, тот самый призыв, который Христос говорит: «Приведите его ко Мне,» И Божия Матерь обладает этим даром – за каждого молиться и каждого из нас приводить ко Христу.

Но соответственно, если мы дерзаем называть себя христианами, то будем тоже стараться вести каждого к Богу не столько словами, сколько образом своей жизни, своей молитвой и своим постом. Аминь.