Проповедь на Неделю 4-ю по Пятидесятнице

С праздником, дорогие братья и сестры!

Наверное, каждый из нас в своей духовной жизни сталкивается с тем, что с собой не справляется. Мы повторяем одни и те же грехи, наши исповеди становятся похожи. Мы как будто на месте топчемся. Нет, мы вроде просим Бога, молимся, чтобы Он нас очистил, чтобы Он нас спас, чтобы избавил нас от греха, и такое ощущение, что молитва почему-то остается бесплодной. Порой мы молимся за других, и тоже не видим плода своей молитвы. Почему же так? Ведь Господь сказал: «Просите, и дастся вам.» Или мы сегодня в Евангелии слышали, как сотник сказал: произнеси слово, и исцелеет мой слуга, потому что даже я, человек подневольный, говорю прийти, и он придет, а Ты – Творец неба и земли, Тебе достаточно слово произнести, и будет воля Твоя.

Тогда какое-то противоречие получается между тем, что мы слышим, и тем, что видим в нашей жизни. В чем же дело? А нам, на самом деле, не хватает веры. Этот сотник, который подошел ко Христу, имел полную веру. Удивительно, что он даже не за себя просил, а за слугу, о вере которого ничего не знает. Веровал ли его слуга или не веровал, как он относился ко Христу, нам неизвестно. Сам сотник, судя по тому, что он сотник, это римский гражданин. То есть возможно, это человек, выросший в язычестве. Но он имеет доверие, имеет полную веру ко Христу. Ведь Христос предлагает ему то, о чем мы могли бы только мечтать. Он говорит: Я приду в твой дом, Я сделаю то, что ты хочешь. А сотник отвечает, что недостоин. Мы видим, что вот это, действительно, вера, потому что он не сомневается в том, что Христос может сделать. Более того, в ответ на слова Спасителя он говорит, что и приходить не надо, потому что он и так верует.

Вот такая вера творит чудеса. В сравнении с этим, мы видим, что сами веры не имеем. Мы просим вроде бы прощения грехов, и мы верим в то, что Господь может это сделать, нам кажется, что верим. Но честно заглянем в себя и подумаем: можем ли мы представить жизнь без этого греха? Или чего-то сразу не хватает? Вот каешься ты в празднословии, а можешь ли ты представить, что отныне лишних слов не говоришь? Нет, не можешь. А как же дружеские посиделки? Что же теперь молчать?

В итоге, где же твоя вера? Ты просишь прощения или нет? Получается что-то вроде: «Господи, мне надо, чтобы Ты сейчас с меня все это смыл, а потом я снова изваляюсь в этой грязи, опять испачкаюсь». Нам надо понять, что такое вера. Ведь Сам Господь говорит, что, если бы вы имели веру с мельчайшее горчичное зерно, вы бы горы передвигали. Святые отцы говорят, что горы – это, в частности, и гордость, это наши страсти. Мы встали бы над страстями, мы могли бы в молитве свои страсти преодолеть.

Но как нам такую веру прибрести? Ведь Господь говорит нам это не для того, чтобы мы в уныние пришли и решили про себя, что мы плохие. Нет, Господь нас любит. Апостол Павел сегодня так ярко восклицал, что доподлинно узнал, что ни жизнь, ни смерть, ни ангелы, никакие силы, никакая скорбь не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе. Ничто во всей вселенной. Потому что во Христе любовь Божия с нами соединилась.

Значит, дело не в Нем, дело в нас. Как веру в себе укреплять? И об этом сегодняшнее Евангельское чтение тоже говорит. Что отличает сотника? Смирение. Ведь надо действительно обладать смирением, чтобы Господу, Который говорит, что придет в дом твой, ответить, что ты недостоин. Не сотник предлагает, а Сам Господь. Представляете, если к нам сейчас придет письмо о том, что старец Пимен приедет или Патриарх, мы подумаем, какая честь! Нет, мы, конечно, испугаемся, дома все приберем, чтобы все было красиво, но мы же всем расскажем, что приедет не к кому-нибудь, не к какой-нибудь Марье Петровне, а ко мне! Но сотник отвечает как-то парадоксально: я недостоин, Господи, но я знаю, что Тебе достаточно и слово сказать.

На самом деле, вера, не просто знание, а настоящая, живая вера всегда рождается из опыта смирения. Смирение – это когда человек видит эту Красоту и понимает, что недостоин ее, потому что эта Красота превосходит его мир. Он говорит: Господи, достаточно Тебе и слово сказать, и Ты меня исцелишь. Смирение – это и есть путь исцеления.

Хорошо, когда мы это поймем, но это еще не ответ, потому что как стяжать смирение мы не знаем. Тут уже на помощь нам приходят святые отцы. Они показывают, с чего начинается смирение, показывают нам «ступени», которые обязательны для каждого человека. И необходимо подняться хотя бы на две, потому что в противном случае твои молитвы будут просто сотрясанием воздуха, и ничего не произойдет.

По сути, если нам в своей жизни остановиться и подумать, то мы поймем, что о другом человеке не знаем почти ничего. Так легко осудить человека за его неприглядный поступок. Но мы ведь не знаем, почему он так поступил, мы не знаем ни про его детство, ни про его покаяние, ни о его аде, через который он прошел.

Да, мы видим, что мир разрушается. Теракты происходят каждую неделю и каждый день. Но наша задача – это не в коем случае не оправдывать зло, а по-другому смотреть на людей, которые его совершают. Судить тех людей не в наших силах, остановить – обязательно. Вырви оружие из рук человека, который его держит.

Понимая все это, понимая сущность других людей, начинаешь осознавать, что ничего о другом человеке не знаешь, не знаешь о том, какая боль в его душе. И необходимо молиться, чтобы Господь этого человека спас и исцелил эту его боль. Вот это будет первая ступень. Человек, прекращающий осуждать, становится ближе к Богу.

Далее нам следует понимать, что смирение – это не то, что мы говорили бы себе: я ничтожество. Мы вспоминали, это как в мультике про блудного попугая, когда он встал перед зеркалом и сказал: «Я ничтожество.» Нет, это не смирение, это всего лишь игра перед самим собой. Смирение – это когда человек перестает с собой носиться, когда в центре его жизни становится не собственное «я», а Бог и ближний. Вот что такое смирение.

Также честно взглянув на себя, мы увидим, что доброе в нас тоже есть, мы не тьма ходячая, в каждом из нас образ Божий. И говорить, что ничего хорошего нет – это опять-таки не смирение. Есть и в нас красота. Нам только понять надо, что она Богу уготовлена, что не то, что я стяжал. Ведь из-за чего наша молитва бесплодна. Мы считаем, что мы сейчас молитвой заработаем у Бога благодать: вот я сегодня помолюсь в два раза больше, и у меня все будет хорошо. Спрашивается, это ты у Бога просишь помощи, или ты считаешь, что молитва – это подключение штепселя в розетку? Нет, ты Бога просишь. А мы порой считаем, что своей молитвой делаем Бога себе обязанным. Поэтому ничего не происходит.

Сердце, которое никого не осуждает, а только благодарит, имеет веру несокрушимую. Молитва из такого сердца пробивает все и доходит до Неба. От человека, который идет путем смирения, грехи «отпадают». И становится заметно, что исповедь у такого человека меняется. Исчезает все то, что одолевало человека. Он начинает замечать в себе более тонкие вещи.

Он, действительно, другой. Но если не стяжать в себе смирения, то все остальное в духовной жизни будет бесполезно.

Поэтому дай нам, Бог, услышать этот призыв, может увидеть его в святых, день памяти которых сегодня празднуется, в святых Царственных страстотерпцах. Ведь кто эти люди? Царь, Император, при котором в нашей стране были огромные темпы экономического развития. Царь, который имел возможность уехать из страны, но отказался. Мы не знаем правил ли он правильно и неправильно, это не наше дело, но те последние годы его жизни были поистине воплощением христианской жизни, и за смирение он был прославлен. Он показывает, что смирение обладает той властью, которая позволяет пойти путем Христа – путем унижений, путем смирения. Ведь он не возроптал, не возругался на тех, кто его предал, а нес любовь к своей семье, к своей Отчизне, любовь к людям и к Церкви. Да будет он нам примером того смирения, чтобы каждый из нас смог стяжать такую же творящую чудеса молитву путем смирения. Аминь.