Проповедь на Неделю 3-ю Великого поста Крестопоклонную. 11 марта 2018 года

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Владыка митрополит Антоний Сурожский рассказывал, что у него была очень интересная прихожанка, женщина в возрасте, с дочкой. И она рассказывала историю своей жизни. Была она женой белого офицера во время Гражданской войны. В село где она жила с ребенком вошли красные. Она спряталась в амбар с сеном. В какой-то момент она увидела, что дверь открылась и в амбар вошла другая жительница этого села (ее имя было Наталья) и стала звать ее по имени, говоря, что красные знают, где она скрывается, придут за ней сюда вечером и расстреляют.

Будущая прихожанка Антония Сурожского испугалась и воскликнула: «Что же делать?!» Наталья ответила: «Вы не переживайте, я здесь буду вместо вас. Они вас в лицо не знают и не знают ничего про вашего ребенка. Я скажу что я — это вы, назовусь вашим именем». «Почему, зачем?!» — спросила жена офицера. «У вас есть дети, а у меня детей нет, — ответила Наталья, — Вам нужнее остаться в живых».

Очевидно, что Наталья не знала заранее, сможет ли спасаемая ей женщина убежать, получится ли у нее. У нее получилось. Что происходило в душе Натальи, мы можем только предполагать, но она действительно осталась вместо жены офицера, которая через много-много лет с дочерью оказалась в Лондоне и стала прихожанкой владыки Антония. Рассказав ему эту историю, она сказала, что с того времени стала особо дорожить своей жизнью, говоря: «Моя жизнь — это продолжение жизни Натальи».

О. Димитрий ШаповаловЕсли бы в жизни каждого из нас произошла подобная ситуация, понятно, насколько бы мы более благоговейно относились к своей жизни, понимая, что она не просто нам принадлежит.

На самом деле в жизни каждого из нас это и произошло! Сегодня перед нами Крест. И Крест — это не просто знак, образ, символ и ни в коем случае не оберег, хотя мы и называем его орудием непобедимым. На самом деле Крест — это в первую очередь свидетельство любви Божией. Свидетельство того, что мы в себя своими грехами впустили болезнь смертную, болезнь разрушающую, уничтожающую все. И Сам Господь подходит к нам и говорит: «Я как та Наталья возьму на себя последствия всего того, что ты натворил в своей жизни, Я их понесу, а ты — живи!»

И всякой крещеный человек по слову апостола Павла крестится в смерть Христову, и вместе с апостолом Павлом должен иметь возможность сказать, что «не я живу, а во мне Христос живет, я — Его продолжение здесь, на земле, потому что я получил возможность жить Его смертью, Его крестом». Это очень важно, потому что слишком часто мы недопустимо-легкомысленно относимся к своей жизни, к своей ответственности, говоря, что «моя жизнь — это мое личное дело, это никого не касается, я как хочу, так и живу!» Но если ты — христианин, если ты — крещеный, то в твоей жизни не может быть ничего того, что можно назвать «твоим личным делом». Все — Его.

И в этом — один из аспектов суда. Господь ничего от нас не требует, просто нужно представить, насколько самому будет стыдно, когда посмотришь на Него с пронзенными руками и ногами, и Он скажет: «Я умер за тебя, умер, чтобы ты жил, но на что ты потратил свою жизнь?!» Вот это, мне кажется, и будет самый страшный суд, потому что я не знаю, что мне Ему ответить. И тогда для христианина тот Крест, который мы сегодня целуем, который на аналое лежит — это и путь, и указание к пути, ведь Христов ученик — это тот, кто хочет жить как Христос. Иначе нет смысла нам молиться, в храм ходить, причащаться, если ты не ищешь единства со Христом.

Если меня есть друг, с которым я хочу быть вместе, если у меня есть любимый человек, которого я люблю, я всегда постараюсь узнать, что для него — самое главное, самое ценное, что он хочет, что бы я ему принес, что бы для него сделал. Христианин — этот тот, кто постоянно спрашивает у Христа: а что же — самое главное?

А самое главное — это то, о чем Господь сегодня сказал: отвернись от себя, возьми крест свой и иди за Мной! Вот единственный путь христианской жизни. Отвернись от себя, ты к любви призван, а любовь — это полная противоположность эгоизму и самолюбию. Мешает это видеть только одно: мысли о себе. Любой грех, который мы исповедуем, который нас разрушает, которым мы Бога предаем, любой грех имеет в своей основе наши мысли о себе. Из-за чего ты осуждаешь? Из-за того, что все сравниваешь с собой и обнаруживаешь, что «это не по мне, это мне не нравится!» Из-за чего ты раздражаешься и гневаешься? По той же причине: «мне не нравится». Из-за чего люди чужое берут, воруют, грабят? Себе чего-то хочется.

Но Господь говорит: отвернись от себя. Отвернуться от себя — это не значит сказать себе, что я настолько мерзок, что даже не буду на себя смотреть. Отвернувшись, человек все равно куда-то смотрит. Слова «отвернись от себя» — это весь ответ о духовной жизни. Ты не можешь отвернуться от себя, ты все равно что-то видишь. Даже если ты уставился в стену — ты ее видишь. Господь и говорит: отвернись от себя и смотри на Бога и на другого человека, прекрати воспринимать мир по отношению к себе, постоянно думая лишь о том, «что я получаю? что мне дают? как ко мне относятся?» Развернись, думай о том, как ты относишься к другим людям, что можешь им дать? В этом и есть вся духовная жизнь.

Наталья, о которой рассказывал владыка Антоний, именно это и сделала. Она не думала о том, «что я получу от всего этого?» Что она получила? Смерть здесь на земле, и больше ничего земного. Раз она так поступила, ее это даже не беспокоило. Она просто увидела ближнего рядом с ней. Именно об этом нам Господь и напоминает: любой человек, оказавшийся рядом с тобой, родственник он тебе или нет, друг он тебе или нет — это твой ближний. Отвернись от себя и загляни в его глубины. Постарайся понять, что ему действительно нужно, даже не чего он хочет, а что ему действительно нужно? Чем можешь ему послужить — послужи, чтобы дать ему то, что ему нужно.

Когда станешь так поступать с каждым человеком в твоей жизни — будешь воистину Христовым учеником и войдёшь в Царствие Небесное.

Аминь.

Проповедь на Неделю 3-ю Великого поста Крестопоклонную. 11 марта 2018 года