Многие люди думают, что все заканчивается Крещением, но это совсем не так. С Крещения все только начинается. В крестившемся зарождено семя Вечной жизни, и его необходимо выращивать.
Для своего роста семя Вечной жизни нуждается в поливе – частом приобщении Святых Тайн, духовной жизни, рыхлении – терпение скорбей ради Христа…
Зачастую после Крещения на человека обрушиваются всевозможные заботы, он вынужден терпеть горести, обостряются обольщения, хотя никогда не бывает так, чтобы они были непосильными. После Крещения не нужно опасаться ни сглаза, ни порчи, ни магов: если человек исправно придерживается заповедей, то никакое духовное зло не приступит к нему. Важно после Крещения или воцерковления (если вы были Крещены в детстве и не жили по-христиански долгое время) не терять изначального старания, поддерживать его постоянством молитвы, поста, постепенного, но настойчивого преодоления своих влечений и греховных привычек. Как это делать?
Понаблюдаем, как выращивают растения. Надо пропалывать огород – выдергивать из сердца злые мысли и привычки. Возле растения должен быть чистый, незагазованный воздух – церковная атмосфера жизни, в особенности проявляющаяся в сбережении неповрежденной веры. Важен надзор садовника – помощь священнослужителя. Должна быть теплица – надежда на Бога. Нужно оберегать растение от паразитов и недугов – от ересей, расколов и других тяг (чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, уныния, тщеславия, гордости). Должно быть регулярное чтение Священного Писания и святоотеческой литературы. Нужно почаще срывать ненужные листья – криводушный интерес к внешним правилам в ущерб внутреннему духовному росту, высоту которого определяет наличие в человеке смирения. И тогда пойдут плоды истинно добрых дел. Но как тогда усиливаются и искушения. И это безоговорочно. Если спортсмен возьмет большую высоту, тренер поднимает планку, чтобы повысить результат. Так и Бог. Часто в награду за наше доброе дело Он дает нам возможность сделать еще большее, и еще более трудное. Это знак Его любви к нам. И когда плоды созреют, тогда Бог забирает человека к Себе и венчает его как победителя.
Не надо пытаться вскочить сразу на вершину лестницы, ведущей на Небо. Надо идти постепенно. А помощниками в этом нам будут Святые Отцы Церкви и духовник.
Но главное помнить, что духовный рост человека зависит не просто от дел, а от благодати Святого Духа, которая приходит к кротким, ибо, как говорит Писание: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4,6).
Начнем с самого простого. Каждый вид жизни имеет свои особенности, свой ритм, свой порядок. Так и у христианина должен появиться свой образ и ритм жизни. Меняется распорядок дня.
Личная молитва
Проснувшись утром, христианин встает перед иконами, зажигает свечу или лампаду и читает утренние молитвы из Молитвослова. Как правильно молиться по тексту?
Апостол Павел пишет, что лучше пять слов сказать умом, чем тысячу языком (1 Кор.14:18-19), поэтому молящийся должен понимать каждое слово молитвы. Во время молитвы ни в коем случае нельзя представлять себе святых или Христа. Так можно сойти с ума и духовно повредиться. Вот что говорит об этом преподобный Нил Снайский: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или силы, или
Христа, чтоб сума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам». Надо умом внимательно следить за словами молитвы, иметь благоговейный и покаянный настрой в сердце Обычно в начале и конце молитвы ограждают себя крестным знамением и кладут поклоны. После утренних молитв вкушают просфору и пьют святую воду. И идут по своим делам. Перед тем как садиться есть, христианин читает Молитву «Отче наш», а потом осеняет крестным знамением еду со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». После трапезы мы не забываем поблагодарить Господа. В течение дня христиане стараются все время держать в памяти Бога. И поэтому мы часто повторяем слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Перед всяким добрым делом мы просим помощи у Бога. А если дело большое, то можно пойти и заказать в церкви молебен. Вечером, перед сном мы читаем молитвы на сон грядущий, прося Бога сохранить нас в ночи.
Духовное чтение
Каждый день мы читаем Священное Писание. Обычно – главу Евангелия, две главы Посланий Апостолов, одну кафизму Псалтири (но мера чтения определяется все же индивидуально).
Пост
Каждую неделю мы постимся в среду (вспоминая предательство Иуды) и в пятницу (вспоминая Голгофские мучения Христа) и храним большие Посты (Великий пост, Петровский, Успенский и Рождественский).
Посещение Храма
В субботу вечером и в воскресенье утром мы всегда в храме. И причащаться мы стараемся не реже раза в месяц. Перед Причастием мы постимся обычно три дня (так, если причащаемся раз в месяц и репе, а если чаще, то меру поста мы определяем вместе с духовником), прочитываем правило из Молитвослова (три канона: покаянный, Богородице и Ангелу-хранителю, а также Последование ко святому Причащению). Обязательно приходим на вечернюю службу, исповедуемся в грехах своих и натощак приходим утром на Литургию. Очень важно найти себе духовника — священника, который поможет нам идти ко Христу и избежать многих ошибок в духовном делании.
Но не забывайте главного. Вы пришли в Церковь к Богу, и теперь нужно жить перед Ним, ходить перед Ним, любить Его и быть непорочным. Только тогда мы сможем стать святыми и исполнить Его благую Волю и получить от Него жизнь, и жизнь с избытком (Ин. 10,10) Ведь только для этого и принимают Крещение, ибо сказано: «будьте святы, ибо свят Я, Господь Бог ваш» (Лев. 20,26).