Проповедь в Рождественский сочельник 06 января 2017 года

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Вот, дорогие братья и сестры, праздник практически строит у дверей. Уже впервые пропелся тропарь Рождества. В этом есть особенность сочельника — Господь дает нам еще один день, последний день перед Рождеством.

С одной стороны, вроде бы, всё: сердце начинает ликовать, потихоньку исполняясь радости, но с другой мы чувствуем ожидание, и оно, наверное, очень важно. Событие Рождества Христова вроде бы такое простое, но при этом для нашего ума — необъятное. И чтобы к нему прикоснуться по-настоящему, глубоко, надо в себе весь путь проделать.

И Церковь недаром установила так, что сегодня мы многократно слушали Евангельское чтение о том, как проходило Рождество Христово. Господь показывает нам, как ты сам можешь со Христом встретиться.

Первый путь — его нам указывают пастухи, которые первые пришли, узнав о случившемся. Кто они были и что они делали? Простые люди, которые ночью стадо пасли. Они жили по совести, были людьми честными и простыми. И мы видим, что эта простота, когда человек не имеет в себе лукавства, не имеет в себе лицемерия, не имеет о себе никакого великого мнения, когда он смиренный и кроткий, эта простота приводит действительно к празднику, он встретит там Господа! Он обязательно придет к Нему, услышав весть от ангелов.

Есть путь более длинный, путь волхвов, когда человек серьезно размышляет о том, зачем он живет, в чем смысл жизни и как устроен мир? Ведь мир слишком сложен, чтобы быть случайностью! И эти волхвы древности — это не колдуны, это, говоря современным языком, ученые, которые пытались осмыслить мир, видя, что в нем есть законы, законы, по которым существует вся Вселенная. И эти законы настолько гармоничны, что очевидно: кто-то им эту гармонию задал! И человек может идти путем размышлений, путем напряженного поиска для своей души встречи Христа. Это — путь более долгий, чем первый.

А есть еще и третий путь, проделанный двумя апокрифическими персонажами, которые даже на икону попали и были после Божьей Матери и праведного Иосифа, первыми свидетелями Рождества, увидев Его даже раньше пастухов! Это — осленок и вол.

Рождество ХристовоКазалось бы, чему мы от них можем научиться? Ведь они — твари бессловесные. Но зададимся вопросом: а почему они — рядом со Христом? А дело в том, что Он родился, условно говоря, в их «жилище», в вертепе, а вертеп, как мы знаем, это — пещера, в которую загоняли скот в случае ненастья. Но почему Он там оказался?! Да потому что никто из всех людей, которые считали себя великими и важными, праведными и ожидающими спасения, никто из них не пустил к себе домой незнакомую девушку, которой наступило время рожать и какого-то старика с ней.

А осленок и вол к себе пустили, в свою пещеру. И этим нам Господь показывает, что есть еще более короткий путь к Нему — это милосердие. Если ты не закрываешь своего сердца от ближнего, если ты действительно готов с ближним поделиться тем, в чем он нуждается, если ты готов его утешить, готов пустить его к себе, может быть и себя при этом потеснив, но ему помочь — ты обязательно встретишь Христа на празднике Рождества. И встретишь его также близко и живо, как вол и осленок, которые, как показано на иконе, буквально заглядывают в ясли и видят Христа своими глазами.

Таковы три пути, которые нам указал Господь. И может быть сегодня еще не поздно воспользоваться каким-либо из них, доделать то, чего мы не успели за пост доделать и приготовить душу свою к встрече родившегося Младенца.

Аминь.