Проповедь на Неделю 20-ю по Пятидесятнице

С праздником, дорогие братья и сестры!

Один философ как-то заметил, что в жизни человек может занять две позиции. Можно стремиться иметь, а можно стремиться быть. Этими словами философ показал то, о чем и апостол Павел говорит, в чем трагедия мира.

Действительно, когда человек стремится иметь — это путь к погибели. И, увы, именно он нам так близок.

Ты хочешь иметь хороших родителей или быть хорошим сыном или дочерью? Ты хочешь иметь хорошего мужа или быть хорошей женой? В конце концов, ты хочешь иметь крепкий и дружный приход или быть хорошим прихожанином?

Мы понимаем, что за этими словами кроется большой смысл, глубокий смысл!

Богач и ЛазарьСегодняшняя притча, притча о богаче и Лазаре — о том же. Трагедия богача не в том, что он был богат. Мы знаем, что и многие святые были богатыми людьми. Трагедия богача и не в том, что он был каким-то злостным негодяем. Нет, он таким не был. Из притчи мы видим, что он просит о своем брате, молится о своих родных, не ропщет и ни с кем не спорит. Он принимает свои муки как должное и просит Авраама лишь попросить Лазаря слегка облегчить его страдания, а когда Авраам говорит, что это невозможно, он начинает просить за своего брата.

Но если все это так — почему участь этого богача настолько печальна? Потому что у его ворот лежал и умирал человек, а он этого не видел и судя по всему даже об этом не задумывался. Он заботился только о себе, стремился сам иметь. И именно в этом самое главное.

И сегодня — праздник в честь Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость», праздник Богородицы, которая каждому дает то, в чем он действительно нуждается. В тропаре поется: «Всех скорбящих Радосте, и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и Заступнице, жезле старости…» И, глядя на образ Божьей Матери, мы не можем не вспоминать о Ее любви, и о том, что Она получила за эту любовь в ответ: Ее Сына, единственного Сына — распяли! Она никогда не стремилась «иметь».

Почему же мы тогда размышляем о том, что, «вот, когда-то я согласился с Богом быть — что же я теперь за это получу?» Богородица же ответила по-другому в момент Благовещения от Архангела: «Се, раба Господня, будет мне по слову твоему».

Когда мы стремимся иметь, как это нас унижает! Ведь в конечном итоге мы все равно всего лишимся, все потеряем. Если я живу для того, чтобы иметь, я все равно все потеряю, все рассыпется в прах. Когда мы живем для того, чтобы быть — тогда все по-другому!

И мы слышим слова Божественного Ее Сына с Креста, когда Он указывает на апостола Иоанна Богослова и говорит: «Се, жено, сын твой», а ему: «Се мати твоя». И Она снова становится матерью для того, чтобы быть матерью, в том числе и для того, чтобы нести всем скорбящим радость.

И это нам напоминание о том, чтобы каждый из нас остановился в жизни и задумался. Да, может быть ты считаешь, что недостаточно имеешь, что обстоятельства твоей жизни очень тяжелые, они несправедливые и по-другому было бы лучше… Остановись и подумай: ты хочешь иметь? или ты хочешь быть? И если чего-то в твоей жизни не хватает, если тебе что-то не нравится — стань тем, кто делает то, чего тебе не хватает!

Если ты хочешь, чтобы тебя любили — стань сам любящим, будь любящим. И в этом — все православие и весь духовный путь. Если ты хочешь быть сытым и одетым — будь тем, кто кормит и одевает. Если ты сам хочешь иметь мир в душе, будь тем, кто этот мир приносит, не жди, что тебе его дадут, сам его неси!

Божья Матерь, вырастившая и воспитавшая своего Сына, Она не стремилась что-то иметь, Она отдавала свою любовь и все, что у Нее было. И Она до сих пор помогает всем, помогает не потому, что ждет от нас благодарностей, молебнов, акафистов. Она просто является Радостью для всех скорбящих, для тех, кто так или иначе к Ней подходит, обращается с просьбой.

Дай нам Бог, чтобы каждый из нас был такой же радостью для всех скорбящих, для всех обездоленных, для всех, кто рядом с нами, какими бы они ни были. Аминь.