Пасхальные обычаи

Многие церковные службы, помимо собственно совершения Таинств и молитвословий, имеют свои особенности: на них совершается освящение различных предметов, меняется время и порядок служб. В то же время многие праздничные дни наполнены различными уставными и народными традициями. Сохранение этих традиций, понимание смысла совершаемых действий и развенчание ложных суеверий – очень важны в жизни православных христиан. Но важно помнить, что участие во всех этих обычаях, присутствие в храме на службе или вне ее никак не заменит участия в церковных Таинствах, главным из которых является Причащение Тела и Крови Христовых. Именно в Таинствах содержащаяся в Церкви Благодать, Спасительная Сила Святого Духа, воздействует на человека.

Светлое Христово Воскресение (Пасха). Главный христианский праздник. Однако сам праздник Пасхи появился намного раньше, и связан с Исходом еврейского народа из Египта. В Новом Завете этот праздник получил иное содержание, для которого старое стало прообразом. На Пасху Господь и Спаситель Иисус Христос, распятый иудеями в пятницу, воскрес из мертвых. Во время Своего пребывания телом во гробе Он сошел душой в ад и вывел оттуда всех людей, кто был способен принять Его, но жил до Его пришествия. Последовавшее затем воскресение Иисуса Христа стало знамением Его победы над грехом и смертью. Воскресение после смерти ожидает и всех нас перед Страшным судом: “И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения” (Ин. 5, 29). Исход евреев из Египта стал прообразом того, как Иисус Христос Своим Сошествием во ад и Воскресением освободил людей от рабства греху, указал путь, по которому надо следовать.

Пасхальное богослужение совершается в ночь с субботы на воскресенье (или утром в воскресенье). К началу богослужения храм и территория при нем украшаются (обычно украшения имеют форму яиц, на иконостас помещаются слова «Христос Воскресе»). Служба начинается особым чином полунощницы, после которого, в полночь, совершается крестный ход. Крестный ход в Пасхальную ночь изображает шествие святых Жен-Мироносиц рано утром ко Гробу Господню, обнаружение ими, что он открыт и, наконец, встречу Марии Магдалины с Воскресшим Христом.

После крестного хода следуют Пасхальная утреня и пасхальная Литургия. В конце происходит вынос и освящение Артоса – большого квасного хлеба с изображением Креста, символизирующего Воскресение Христово, и смену Ветхого Завета Новым (ветхозаветные евреи на Пасху употребляли пресный хлеб – опресноки). Артос затем присутствует в храме всю Светлую Седмицу. На ежедневных крестных ходах Артос выносят на крестный ход, а в конце Светлой Седмицы (в пятницу или субботу) раздробляют и раздают верующим.

Артос принято вкушать с молитвой «Христос воскресе из мертвых…» натощак со Святой Водой либо в ближайшие дни, либо аккуратно засушить (чтобы не появилась плесень) и хранить в течение года, вкушая в сложных обстоятельствах и тяжелых болезнях, уповая на Господню помощь. Артос является святыней, поэтому выбрасывать его нельзя.

После окончания службы, ночью или утром, начинается разговление – торжественный прием пищи, окончание поста. Традиционно принято разговляться куличами, крашеными яйцами и пасхами, которые были освящены накануне в Великую Субботу:

 Кулич, сладкий квасной хлеб, можно считать своеобразным эквивалентом Артоса для праздничного стола.

Пасха – творожное блюдо, изготовляемое в виде усеченной пирамиды, символизирующее Гроб Господень.

Крашенные яйца связаны с преданием о том, что святая Мария Магдалина посетила римского императора Тиберия и, подарив ему куриное яйцо, стала рассказывать ему о Воскресении Христа. Император сказал, что это так же невозможно, как то, чтобы куриное яйцо было красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красного цвета. Абсолютно недопустимы разнообразные поверья и действия (например, при пожаре перебрасывать пасхальное яйцо через горящий дом), встречающиеся в народе.

Несколько предосудительным является современная практика наклеивать на пасхальные яйца наклейки с изображением икон.Икона – это святыня, которой следует воздавать особое почитание. Изображение икон на пасхальных яйцах умаляет значимость священного образа.

Нигде нет указаний на особо благоговейное отношение к пасхальным продуктам (в отличие от Артоса), однако существует благочестивая традиция, иногда соблюдаемая, сжигать или закапывать в не попираемом месте очистки от яиц и упаковки куличей и пасох.

Освящение продуктов перенесено на субботу, в основном, по причине многолюдства. По смыслу же более правильно совершать его Пасхальной ночью (или в самый день Пасхи) сразу после праздничной Литургии. Так и делается в некоторых провинциальных храмах с малым числом прихожан.

Посещение кладбищ на Пасху, несмотря на выделяемые в этот день автобусы, абсолютно неуместно. Все заупокойные службы полностью отменяются до самого дня Радоницы.

Светлая Седмица (День Воскресения Христова и последующие шесть дней). Дни продолжающегося празднования, в течение которых порядок богослужения довольно сильно отличается от общегодового. В древней Церкви Крещение совершалось на Пасху. Первые восемь дней после крещения новокрещенные ходили в белых (светлых) одеждах, а на восьмой день, на Антипасху, торжественно приходили в храм и снимали их. Поэтому Пасхальная седмица и называется Светлой.

В эти дни в конце каждой Литургии вокруг храма совершается крестный ход. Крестные ходы – это напоминание о ночных праздничных шествиях древних христиан. Всю Светлую Седмицу в храмах открыты Царские врата. Это символ того, что Христос, претерпев Крестную смерть, открыл нам вход в Рай.

Обычный для среды и пятницы пост в эти дни отменен. Верующие продолжают вкушать куличи, пасхи и крашеные яйца. В течение 40 дней после праздника Пасхи принято приветствие «Христос воскресе» – «Воистину воскресе!», выражающее главную радость всех христиан. Во многих храмах на Светлой Седмице сохраняется обычай в течение дня пускать людей на колокольни и давать возможность позвонить в колокола.

Все это напоминает о важности отмечаемого события – Воскресения Христова, являющегося основой всего Христианства.

Празднование иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник» (Пятница Светлой Седмицы). 4 апреля 450г. воин Лев, будущий император Византии, встретил в роще, близ Константинополя, слепца. В роще находился источник, известный своими чудесами. Слепец устал и сбился с дороги. Лев пожалел его, отвёл под сень деревьев, усадил отдохнуть, а сам тем временем отправился к источнику, чтобы набрать воды и напоить слепца. Вдруг он услышал голос, указавший, что источник недалеко, а тину из него надо наложить на глаза слепому. Поняв, что голос принадлежит Пресвятой Богородице, Лев выполнил указанное, после чего слепец прозрел. Став императором, Лев не забыл о случившемся и на месте совершившегося чуда, повелел построить храм, с которым и связано празднование. В этот день совершается Малое Освящение воды.

Воду малого освящения желательно пить натощак, но можно и в течение дня, предварительно помолившись и с благоговением. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. Святую воду можно употреблять некрещеным, а также окроплять ею животных.

! Но самое главное – в светлые Пасхальные дни нужно Причащаться Святых Христовых Тайн. Но только тем, кто в полной мере соблюдал Великий пост и конечно же не имеет смертных грехов и не прощеных обид.Поститься в Светлую седмицу не допустимо. О внешней практике подготовки к Причастию нужно спросить священника.

Суббота Светлой Седмицы. Последний раз совершается праздничная Литургия с крестным ходом, после которой или во время которой (иногда и в другие дни) верующим раздается Артос. Вечернее богослужение в этот день приобретает более привычный порядок, в конце его Царские врата закрываются.