Об унынии

Ученые говорят, что депрессия – одно из самых распространенных психических расстройств в современном мире. Психологи обозначают такое состояние как психическое расстройство, нередко возникающее после негативных событий в жизни человека, но развивающееся и без какой-либо видимой причины. Но то, что психология называет «депрессией», Святые Отцы две тысячи лет называли грехом уныния. «Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).

Такое состояние встречается и у верующих людей, а среди неверующих оно распространено еще больше. Святой Иннокентий Херсонский писал: «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце… Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя. Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию… ». Нужно сказать, что не всякое печальное состояние есть уныние. Грусть и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути, как Господь предупреждал: «в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Преподобный Иоанн Кассиан учит, что «только в одном случае надо считать печаль полезной для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства… Но эта печаль, производящая покаяние к спасению, бывает послушна, приветлива, смиренна, кротка, приятна, терпелива, как происходящая от любви к Богу, и некоторым образом весела, ободряя надеждою своего совершенства». Но, если бы вдруг неверующий человек обратился бы к сокровищнице православной веры, то чтобы он мог бы узнать о своем состоянии, и какие способы исцеления смог бы получить?

Он узнал бы, что в мире есть духовная реальность, и действуют духовные существа, добрые – ангелы, и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе – помыслов уныния и отчаяния. «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние» (святитель Иоанн Златоуст). Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, что это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним. Одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека. Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит, и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру. И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии исповедании грехов. Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», пишет преподобный Ефрем Сирин.

Приведем список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

  1. От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство.
  2. Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.
  3. Богослужения; и особенно Таинство Исповеди и Причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость; а приемля в Евхаристии брашно Тела и Крови Господа, чувствует оживление и радость. 4. Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния.
  4. Размышление о предметах утешительных.
  5. Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние».

Молитва является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении, единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость, и свободу от уныния. Какие же именно молитвы советуется читать против уныния? Некоторые духовники советуют молиться Ангелу-Хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе. Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия Брянчанинова, который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы: «Слава Богу за все». «Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя». «Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня». «Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь! Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст). «Пусть никто не говорит: «Много я нагрешил, нет мне прощения». Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: «…бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15:10)… » – учит преподобный Ефрем Сирин.  Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет». «Во время уныния обнаруживаются подвижники, и ничто столько венцов не доставляет христианину, как уныние (при борьбе с ним)» – наставляет нас преподобный Иоанн Лествичник. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», советует преподобный Ефрем Сирин. Будем помнить завет преподобного Макария Великого: «Должно… христианину всякий день иметь упование, радость и чаяние будущего Царства и избавления, и говорить: «Если не избавлен я сегодня, буду избавлен наутро». Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние. Если человек этого не делает – это его выбор. Унылый человек – не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, – а тот, кто с ними борется и побеждает их.