О Библии

Что такое Библия?

Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами по вдохновению Духа Святого. Слово ««Библия» — греческое, означает — «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Единородным Сыном Божиим Господом Иисусом Христом.

Что такое Ветхий и Новый Заветы?

Библия разделяется на книги Ветхого и Нового Завета. Завет – это союз, заключенный Богом с человеком по Его милости. Все время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю называется временем Ветхого Завета, то есть временем древнего (старого) договора или союза Бога с людьми. Главное содержание Ветхого Завета состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию Его, через постепенные откровения, через святые заповеди, пророчества, прообразы, молитвы и священнослужение. Исполнение этого обещания – пришествие на землю Спасителя – Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, называется временем Нового Завета. Сам Бог, став Человеком, через Крестную смерть и Воскресение победил грех и смерть. Бог заключил с людьми новый союз или договор, по которому все снова могут получить потерянное блаженство – вечную жизнь с Богом – через основанную Им на земле Святую Церковь и Святые Таинства.

Что такое канон?

Каждый, кто обращается к Библии, время от времени задаётся вопросом о том почему именно те книги, которые мы находим в Библии, были выбраны в своё время из множества других и включены в её состав. Сегодня принято говорить о библейском каноне – это слово греческого происхождения и означает «правило, мерило, образец». Когда мы говорим о библейском каноне, то имеем в виду список книг, составляющих Священное Писание т.е. официально принятый и утвержденный Церковью список книг.

Канон Ветхого Завета

Книги Ветхого Завета создавались на протяжении значительного промежутка времени: с XIII в. до Р. Х. до I в. по Р. Х. Считается, что книги Ветхого Завета были собраны воедино боговдохновенным писателем, книжником Ездрой, жившим приблизительно за 450 лет до Р. Х. Но после этого продолжали создаваться книги, которые входили в состав Священного Писания, например Маккавейские книги. Эти книги уже на греческом также позже вошли в Септуагинту – собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык. И таким образом, Иудейский Библейский канон был создан не раньше конца I века, после разрушения Второго Иерусалимского храма на заседании Синедриона в Ямне. После подавления иудейского антиримского восстания в 66–73 гг. и разрушения Второго Иерусалимского храма высшим органом управления становится Ямнийский Синедрион, который важнейшую задачу видел в создании строго фиксированного, канонического списка и текста книг Библии. Вероятно, это было связано с тем, что после того как перестал существовать Иерусалимский храм, книги стали, по сути, самой главной святыней иудеев. Судя по всему, именно по этим причинам на рубеже I-II веков окончательно и сформировался иудейский канон.

Канон Нового Завета

В Христианской церкви, для которой решения синедриона не имели значения, Библейский канон был создан значительно позже. Дело в том, что разнообразные секты и ереси пытаясь исказить Церковное учении о Боговоплощении предлагали свои собственные священные книги, и от этих книг нужно было оградить верующих. Церкви пришлось составлять списки книг, отвечающих учению Церкви. О том, что именно эти тексты христиане почитали священными в самые первые века своей истории, говорит то, что они встречаются в произведениях Отцов Церкви, живших во II, III и IV веках – Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других. Библейский канон христиан включал в себя не только книги Нового Завета (ни одна из которых не принимается в иудаизме); но в том числе и книги Ветхого Завета, не вошедшие в иудейский канон.

Как правильно пользоваться Библией?

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, например, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину. Сам апостол Пётр свидетельствует, что “никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым” (2Пет. 1:20-21). Соответственно, только Святые Отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия. Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала. Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24:27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своём устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания в современном его содержании, а всё передавалось из уст в уста, как предание. Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием как мы увидели Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии. И именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах. Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохранённой, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в “пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу” (Кол. 2:8).

Бог заключал договор не с одним человеком, а с народом — с Церковью. Библия – есть письменное скрепление и фиксация условий договора Церкви и Творца, и потому вне Церкви и Евхаристического общения с Богом она не имеет никакого значения и может послужить лишь к осуждению.