Проповедь на Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

С праздником, дорогие братья и сестры!

Сегодня день, который соединяет в себе праздник и строгий пост – день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вот уже несколько лет по благословению Святейшего Патриарха этот день является и днем трезвости. Эта возобновленная традиция, которая была до революции. Сам праздник несет в себе весьма трагический элемент: день, когда погиб величайший из рожденных женами.

Святейший Патриарх ежегодно отправляет к этому дню послание, которое и в этом году мы также получили:

«Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Ныне, когда воспоминается трагическая кончина праведника, названного Самим Христом большим из всех рожденных женами (Мф. 11:11), святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Русская Православная Церковь определила отмечать День трезвости.

Выбор нынешней даты неслучаен. Как известно из евангельского повествования, «муж праведный и святой» (Мк. 6:20) был жестоко и безрассудно убит Иродом, человеком, который берег его и многое делал, слушаясь его (Мк. 6:20). Но будучи одержим хмельным весельем и впечатленный плясками женщины, царь не захотел отказывать ей в коварной просьбе и обезглавил угодника Божия. Трагическая кончина Крестителя Господня стала последствием решения, принятого под воздействием вина.

Этот отрицательный пример показывает, что пристрастие к спиртным напиткам или иным средствам, одурманивающим человеческое сознание, заглушает голос разума, затуманивает нравственный взор. Зачастую этот порок толкает людей на необдуманные и даже преступные действия, что с очевидностью показывает его разрушительный характер, проявляющийся не только в физиологической, социальной, но и в духовной сфере.

Русская Православная Церковь призывает каждого осмыслить воспоминаемое сегодня событие, осознать причину греховного падения царя Ирода и по мере сил побеждать пагубную страсть: отказаться от чрезмерного употребления алкоголя, предостерегать от пристрастия к нему ближних и дальних, воспитывать юные поколения в духе верности евангельским идеалам воздержания. Отрадно, что при многих храмах действуют службы помощи людям, зависимым от алкоголя и наркотиков, — это свидетельствует о неравнодушии и милосердии членов приходских общин. Дай Бог, чтобы подобные инициативы развивались, содействуя исцелению страждущих от греховных недугов и преображая наше общество.

Молитвенным заступничеством честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна да ниспошлет всем нам Премудрый Господь Свою обильную помощь, дабы мы всегда пребывали в воздержании и трезвости духовной и телесной.

Призываю на всех благословение Божие.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ»

Мы знаем, что это проблема знакома каждому из нас не понаслышке. Нет такой семьи, которой так или иначе не коснулась бы эта проблема, проблема пьянства, проблема наркомании – проблема зависимости. Мы понимаем, что с ней надо бороться. Трагедия любой зависимости в том, что она не только эту жизнь калечит, жизнь наших детей, внуков, которые также имеют этот опыт поврежденности, но и делает невозможной жизнь вечную. Апостол Павел прямым текстом говорит, что пьяница Царствие Божие не наследует. То есть если человек остается нераскаянным во грехе, связанным этим грехом, то Царствие Божие для него закрыто.

И что же делать? Как же бороться? Ведь это приносит много слез, много горя. В первую очередь, надо начать с себя. Преподобный Исаак Сирин, завещая всем, говорил: «Зачем тебе сложная борьба, когда ты можешь убрать повод для своих страстей?» То есть если я хоть раз замечал в себе эту проблему, замечал, что могу выпить лишнее и потерять контроль, могу сделать лишнее, так значит, надо отказаться от этого совсем. Дело не в том, что вино само по себе зло, а в том, что ты не умеешь с ним управляться. Да, как и всякий человек, большинство скажет: я не пьяница, я не алкоголик. Но если у тебя хоть раз было, что ты выпил чрезмерно и потерял себя, лучше откажись от этого целиком, и у тебя не будет такой борьбы. Зачем ходить по лезвию ножа? Возьми и скажи: это не для меня, я больше к этому не притронусь. Это большое дело. И это легко. Пить в меру – это сложно, взять и отказаться – самое простое. Этот путь для многих из нас открыт.

Если же человек уже связан по рукам и ногам этой страстью, и он не может даже отказаться, это другое дело. Там уже требуется серьезная работа, но с нашей стороны в этом случае ни в коем случае не допустимо осуждение, гнев, потому что это уже болезнь. Мы же никогда не будем презирать человека больного раком, из-за того, что он лежит, стонет. Мы не будем и соглашаться с его болезнью, мы будем его лечить. То же самое, если у кого из нас есть близкие или дальние, как сказал Святейший Патриарх, которые уже одержимы этой страстью, уже не могут от нее отказаться, осуждать нельзя. А дальше есть несколько путей, и будет требоваться индивидуальная работа.

Главное, в начале мы не должны быть соблазном для ближнего. Мы-то может на стол поставили бутылку, думая, что мы же не напьемся, мы только для радости, но если рядом с нами человек, для которого это соблазн, то надо отказаться ради него. Где же тогда наша любовь христианская? Да, мы проведем праздник без бутылки, потому что в противном случае мы этой бутылкой можем кого-нибудь до греха довести. Ведь если ты знаешь, что человек имеет хоть малейшую привязанность к этому, что он может выпить лишнего, то мы, ставя на стол бутылку, будем виновны в его грехе, виновны в развале его семьи.

Вообще нам надо отвыкнуть от этой традиции, что если праздник, то сразу с алкоголем. Новый год, Рождество, Пасха… А какой тут праздник, если выходишь и ужасаешься: разве это христиане? Христиане, потерявшие человеческий облик. Поэтому нам необходимо понимать, что искать утешения и радости в вине, это грех по отношению к Богу, в Котором мы утешения не ищем. Мы не ищем утешения в своем Утешителе, а ищем его в бутылке.

Это тоже надо серьезно осмыслить и прекратить ради наших же детей. Ведь к сожалению, это правда: попросили детей нарисовать праздник, и больше половины нарисовали стол с фужерами, бокалами, а один даже нарисовал под елочкой кого-то из взрослых. Это так праздники у нас проходят, и дети с раннего возраста привыкают, что без этого праздника нет, что это естественно. Но на самом деле, это сатана свою жатву собирает.

И каждый из нас должен пересмотреть свою жизнь. Тогда на празднике мы обретем настоящую радость, настоящее веселье, без алкоголя. У нас есть шанс, шанс справиться с этой бедой, которая разрушает все.

Призываю на вас Божье благословение, чтобы мы несли это служение трезвостью в мир!

Аминь.