Проповедь на Неделю 19-ю по Пятидесятнице

С праздником, дорогие братья и сестры!

Что такое духовная жизнь? Это — жизнь, которая приносит духовный плод, точно так же, как и деятельность сеятеля. Что такое сеяние, что такое сельское хозяйство? Это — деятельность, которая приносит плод, иначе она совершенно бессмысленна, иначе она будет просто иллюзией.

Святой Апостол ПавелА что такое «духовный плод»? О нем мы очень хорошо знаем из Посланий апостола Павла, который говорит, что это — любовь, мир, радость, терпение, благость, кротость, милосердие, воздержание.

Деятельность познается по ее плоду. Человек может десятилетиями ходить в храм, но в нем может быть не видно, чтобы возрастала радость, мир или любовь. Наоборот, он зачастую бывает всем недоволен. Духовной жизнью такой человек не живет совсем, абсолютно. Хотя он может и ходить в храм, и читать молитвы, класть поклоны… но если при этом нет никакого духовного плода — это не жизнь духовная.

Господь именно об этом и предупреждает. И образ сеятеля в притче гораздо более глубок, чем мы привыкли его воспринимать. Он показывает разную степень духовной жизни в разных людях. И даже глубже: ты можешь хранить у себя семя духовного плода, но если оно не проросло и плода духовного тебе не принесло, то все было напрасно, чем бы человек себя не успокаивал, мол, я в храм хожу и молитвы читаю.

Почему так? Что нам препятствует? Почему мы духовного плода не имеем?

Тут может быть несколько причин. Первая — та, что мы не ищем плодов духовной жизни и идем совершенно не в том направлении. Это как если мы возьмем семена и не будем высаживать их в землю, а будем или на мостовую рассыпать или пересыпать их перед собой и ими любоваться. Но плода такие семена никогда не дадут, хотя мы вроде бы постоянно занимаемся только ими. Точно так же и с семенами духовной жизни, семенами Царствия Небесного. Если просто пересыпать семена из коробочки в коробочку, не прося у Господа смирения и терпения и жизни духовной, мы никогда не получим духовного плода. Это наша первая большая ошибка.

Но есть и вторая, когда мы действительно хотим и ищем духовной жизни, стараемся себя победить, но ничего не получается. Почему? Есть одна вещь, которая может любой плод испортить. И каждый, у кого есть огород, это знает: ты, может быть, и посадил-то семя правильно, и землю рыхлил, и поливал, и ухаживал за ростком, и вроде бы помидоры завязались… а потом вдруг все покрылись черными пятнами и стали ни на что не годными. И их уже нужно не просто выбросить, а сжечь и само растение, иначе оно отравит все вокруг!

Как же так? Казалось, трудился, трудился, и вот вроде бы плод близок, а все пропало. Что это? Это — наша гордость. Даже если близко был плод, гордость может все испортить. Именно это часто и происходит со многими людьми, которые действительно серьезно ищут духовного плода, и на которых различные искушения наступают.

Об этом и писал апостол Павел, говоря, что знал он человека (а это он сам и был), который еще при жизни был восхищен до третьего неба и видел то, чего невозможно человеку видеть и слышал то, чего невозможно человеку слышать. Потом он говорил, что молился об избавлении от искушения, что это было за искушение, он не уточняет, святые отцы приводят разные толкования, что означают слова «ангел сатаны и жало в плоть», но очевидно, это было что-то сильное и страшное. Апостол Павел троекратно молился, прося Господа избавить его от этого искушения, но Господь ему ответил, что сила в немощи совершается.

И в этом суть нашей второй ошибки, что мы, ища духовной жизни, каждый раз озираемся на себя. Вот, мол, я стал получше, вот у меня теперь грехов поменьше стало, как хорошо! И так ты начинаешь из себя делать идола. Так ничего не получится. Господь ясно говорит: сила в немощи совершается, то есть позволь Мне в тебе действовать.

Немощь здесь — образ. Это не означает, что можно лежать на диване и говорить: «Вот, я такой немощный, пусть Сила Божия во мне теперь и совершается». Это не означает и того, что человек должен удариться «во все тяжкие», мол, будет у меня побольше грехов — будет во мне и побольше Силы Божией.

Нет.

У митрополита Антония Сурожского есть очень хорошее сравнение: он приводит образ перчатки. Бывает перчатка плотная и прочная, как у сварщика, а бывает тоненькая, как у хирурга, которую очень легко порвать, немощная, но именно она позволяет делать тончайшие операции. Вот это-то и есть та немощь: стань «прозрачным», чтобы мог через тебя Бог действовать! А не озирайся на себя постоянно.

И апостол Павел так и восклицает: буду молиться лишь о немощи моей. Конечно, не своей силой смог он свою проповедь провести, а Силой Божией. Он ей не противился. И в его жизни мы видим все те плоды духа, о которых Господь нам напоминает: остановить, найди сегодня в своем времени минуток пятнадцать и честно задай себе этот вопрос: «Господи, в моей жизни плоды духа прирастают или убывают? Радости во мне больше или ее все меньше и меньше становится? Есть ли мир в моей душе или там только недовольство и ропот на кого-то? А может в ней — ссоры, осуждение, обида? А любовь-то есть в моей душе или там один эгоизм?»

Эти вопросы и помогают нам понять, в том ли направлении мы движемся. Будем же молить Господа, чтобы наша жизнь была принесением плодов духовных, чтобы мы не остановились на исполнении каких-то формальных правил, которые никого не спасут, а чтобы семя, которое сеет в нас Господь действительно принесло плоды духовной жизни! Аминь.